Памяти талантливого скульптора

28 ноября 2013 года на 59-м году жизни скоропостижно скончался профессор кафедры «Городское строительство и архитектура» Тульского государственного университета, член Союза Художников России, известный российский скульптор Игорь Леонидович Котенев. Автор известных монументальных работ в Туле (памятника-мемориала «Тулякам, ушедшим в бессмертие», памятника «Тулякам, погибшим в локальных войнах и военных конфликтах»), замечательных станковых работ («Академия», «Задумавшийся ангел», «Автопортрет с собакой», «Тяжелая ноша» и мн. др.), пронизанных тонкой духовностью. Иконописный почерк в скульптуре, отпечаток сильных пальцев его небольшой руки. Это был Мастер… Игорь Леонидович Котенев родился 17 февраля 1955 года в Туле, в семье учителей. Игорь закончил художественную школу (первым учителем мальчика был знаменитый скульптор В.А. Горяный), а затем продолжил классическое художественное образование сначала в пензенском художественном училище по специальности «Скульптура», а затем в Московском высшем художественно-промышленном училище (бывшее Строгановское), в настоящее время «Академия монументального и прикладного искусства» по специальности «Монументальная скульптура». Закончив с отличием художественное училище и известный московский художественный институт, Игорь Котенев некоторое время работает вместе со своим педагогом, известнейшим мастером российской скульптуры А. Н. Бургановым. Пластический язык Бурганова, подчеркнутый декоративизм его фигур и отточенное изящество линий несомненно оказали влияние на становление почерка молодого скульптора. Но Игорь ищет свою дорогу в творчестве. Расставшись с учителем и вернувшись в Тулу, он много работает как со станковой скульптурой, так и большими скульптурными памятниками, четко ориентированными на средовой контекст. Стремится к обобщению силуэта, законченности и проработанности деталей, выразительной ротации фигур, экспрессии и динамике.

Созданные им монументальные образы не столько воспроизводят реальное проявление тех или иных чувств, сколько выражают их как определенные знаки. Поэтому воспринимать и судить работы скульптора нужно по законам условности монументального искусства, с его подчеркнутой драматичностью, театральной возвышенностью, усиленной пластической выразительностью. Не случайно самые известные работы тульского скульптора посвящены теме войны, героизму и стойкости человека перед лицом великих испытаний. Одна из самых ранних монументальных работ Игоря Котенева, выполненная им в соавторстве с С. Трефиловым (1984 г.) сооружена на месте первого митинга, откуда студенты-добровольцы ушли на фронт в 1941 году. Центральная фигура композиции — юноша в солдатской шинели, по бокам от фигуры расположены барельефы, изображающие прощание (левый) и возвращение с победой (правый). Скульптурная композиция достаточно проста, аллегория легко прочитывается зрителем – фигура юноши фланкируется двумя призматическими стелами – центральная фигура словно разделяет этот мир на «до» и «после» войны. Моделировка форм предельно лаконична, есть ощущение даже некоей пластической скованности. Но и эта скованность, и опрощенная «обрубовочность» форм призваны усилить ощущение статики, неподвижности, остановку движения во времени — «до» и «после»… Солдат навсегда останется юным, решительным и гордым. Таким его увидят студенты 2045 года, послание к которым замуровано в постаменте скульптурной группы. Индивидуальный почерк мастера еще не сформировался в этой работе. Гораздо позже проявится любовь Игоря Котенева к изящной детали, вихревому драматичному движению, выразительному ракурсу и пластичной линии абриса визуальной формы. Так в эскизе к скульптурной группе для мемориала «Тулякам, погибшим в годы Великой Отечественной войны 1941-1945 г.г.» выразительно передан момент превращения рук солдата в журавлиные крылья. Человеческая фигура решена здесь абстрактно, лишь легкий намек на солдатскую шинель в мягких линиях складок длинного, будто ангельского одеяния ассоциативно отсылает к иконе, знаку. Тем не менее, ряд определенных социокультурных условий, сложившихся на тот момент в Туле, местоположение, предложенное руководством города для мемориала, потребовали пересмотреть первоначальную компоновку эскиза для окончательного варианта. В итоге исчезла импрессионистическая мягкость моделировки, ротация, ассиметрия. Эмоциональная трактовка формы уступила место твердым, упрощенным очертаниям. У скульптуры появилось реалистично решенное лицо, понятные рядовому зрителю атрибуты — шинель, солдатский ремень, оружие. Вместе с тем появилась иная выразительность – архитектурная. Последние работы Игоря Котенева, не теряя монументального символизма, все больше приобретают естественность поэтической интонации, столь ярко проявленной в его станковой пластике («Автопортрет с собакой», «Тяжелая ноша» «Задумавшийся ангел»). Так проект стелы «Памяти тульского гражданина, купца первой гильдии Д.Я. Ваныкина» с изображением святого мученика Пантелеимона, участвоваший в выставке лучших проектов монументальной скульптуры в рамках конкурса «Наше отечество» в 2010 г. в Манеже (г. Москва), и в сентябре 2012 года победивший в конкурсе на лучшую городскую скульптуру (г. Тула), отличает зрелый почерк мастера, сочетающий лапидарность и обобщенность формы с графичной, тонкой, почти иконописной проработкой детали. и, и звуки сливаются вместе, органично образуя некую живописно — звуковую палитру. Ирине Александровне всегда нравился колокольный перезвон, который сопровождал ее и на работе и в творческих поездках по России. Мелодичность старинных перезвонов все проникновеннее звучал ее в душе- душе православного человека. Ей очень хотелось научиться ремеслу звонаря. И вот ее мечта сбылась. В 2004 году она закончила Московский Колокольный Центр. «Звон колокольный торжествует в больших и малых городах. Жизнь новую мелодии даруют — Церквям, монастырям, в седых летах». Теперь частичка души Ирины Морозовой остается не только в ее работах, но и в «малиновом звоне», что плывет над всеми городами православной Руси.

ственной войны 1941-1945 г.г.» выразительно передан момент превращения рук солдата в журавлиные крылья. Человеческая фигура решена здесь абстрактно, лишь легкий намек на солдатскую шинель в мягких линиях складок длинного, будто ангельского одеяния ассоциативно отсылает к иконе, знаку. Тем не менее, ряд определенных социокультурных условий, сложившихся на тот момент в Туле, местоположение, предложенное руководством города для мемориала, потребовали пересмотреть первоначальную компоновку эскиза для окончательного варианта. В итоге исчезла импрессионистическая мягкость моделировки, ротация, ассиметрия. Эмоциональная трактовка формы уступила место твердым, упрощенным очертаниям. У скульптуры появилось реалистично решенное лицо, понятные рядовому зрителю атрибуты — шинель, солдатский ремень, оружие. Вместе с тем появилась иная выразительность – архитектурная. Последние работы Игоря Котенева, не теряя монументального символизма, все больше приобретают естественность поэтической интонации, столь ярко проявленной в его станковой пластике («Автопортрет с собакой», «Тяжелая ноша» «Задумавшийся ангел»). Так проект стелы «Памяти тульского гражданина, купца первой гильдии Д.Я. Ваныкина» с изображением святого мученика Пантелеимона, участвоваший в выставке лучших проектов монументальной скульптуры в рамках конкурса «Наше отечество» в 2010 г. в Манеже (г. Москва), и в сентябре 2012 года победивший в конкурсе на лучшую городскую скульптуру (г. Тула), отличает зрелый почерк мастера, сочетающий лапидарность и обобщенность формы с графичной, тонкой, почти иконописной проработкой детали. Простота и изящество компоновки, плавность и чистота контуров фигуры святого, ясность пропорций, сдержанный жест служат выражением нравствен

ной силы, духовного совершенства, возвышенных помыслов – точно как в средневековой русской иконе-рельефе или готической скульптуре, аллюзия к которым явственно прочитывается зрителем. Глубокий философ, скульптор-интеллектуал – Игорь Котенев легко оперирует подобными мотивами в своем творчестве, соединяет их, заставляет звучать свободно и современно. Особенно привлекательно в его работах графичное сочетание формы и контрформы. В данном случае контрформой, подчеркивающей изящный силуэт головы и плеч фигуры Пантелеимона является круг, символизирующий также нимб, сияние света, архетип всего сущего и основу творения. Одна из самых драматичных монументальных работ Игоря Леонидовича, хорошо знакомая всем жителям нашего города -это «Памятник тулякам, погибшим в локальных войнах и военных конфликтах». Здесь художник подходит к исканиям большой наполненной скульптурной формы, основой которой является не только крепкая конструктивная и архитектоническая организация, но и многослойная символика, идея духовная, христианская – основа внутренней организации пластической формы. Обращение к традиционной для христианской скульптуры теме пьеты – оплакивания Христа прочитывается в композиции фигур женщины-матери склонившейся и одновременно вознесшейся над телом солдата-сына. Тщательная ритмическая проработка драпировок, окутывающих фигуры героев скульптурной группы, придает человечный масштаб четко прорисованным монументальным силуэтам, создает необходимый эффект легкости и парения, что в сочетании с драматическим прорывом пластических объемов приводит к созданию художественного эффекта при восприятии скульптуры на фоне изменчивого неба и ограждающих сквер инертных фоновых масс многоэтажных жилых домов. На мой взгляд, именно христианское, православное мировоззре

ние Игоря Котенева помогло свершится факту великого синтеза в его творчестве, наследуя и по-своему преобразуя глубокий философский интеллектуализм мастера, его духовный и творческий багаж: традиции греко-римской античной, готической скульптуры и скульптуры Возрождения и барокко. Идея существенного превосходства духа над плотским и телесным сильно проявлена в аскетизме его монументальной скульптуры, ее отрешенности от внешнего мира и суровости, но еще больше — в торжественной неподвижности, молитвенной устремленности, иконописной линеарности его удивительно летящих, «дышащих» станковых фигур. Христианство волновало Котенева прежде всего как этическая философия. В этом отношении он был сродни многим писателям и художникам России в XIX—XX веках, хотя ни одного из них он не считал своим прямым наставником. Ощущая постоянную потребность обсуждать в откровенных беседах свое понимание этических и творческих проблем, он нашел благодарную аудиторию среди студентов-архитекторов. На занятиях по скульптуре и объемно-пространственной композиции Игорь Леонидович обсуждал с учениками вопросы нравственного призвания людей, щедро делился своими замыслами, открывал секреты мастерства. Таким он и останется в памяти своих друзей коллег и учеников – щедрым и тонким художником, откровенным и одновременно очень строгим в своем творчестве и в отношении к людям.