25 октября в Выставочном зале на Красноармейском проспекте открылась выставка, посвященная памяти Члена Союза художников России Валентина Павлова.
Валентин Васильевич Павлов родился в г.Шахты Ростовской области в 1934 году. Художественное образование получил в Днепропетровском художественном училище и Киевском художественном институте. В 1963 году приехал в наш город, которому и посвятил свои лучшие творческие годы.
Обратившись к наследию художника, мы воочию можем увидеть как многообразно и многопланово его творчество. Валентина Васильевича интересовали истории и легенды древней Руси: «Боярыня», «Праздник Ярилы», «В языческом наряде», русский север с его заснеженной мечтательностью, лирические пейзажи средне-русской полосы. Строки любимого всеми поэта Сергея Есенина иллюстрируют эту тему в творчестве мастера: «Тебе одной плету венок, Цветами сыплю стежку серую, О Русь, покойный уголок, Тебя люблю, тебе и верую». И, наверное, не случайно так близка была художнику эта тема. Ведь будущий мастер живописи родился в сентябре месяце, когда в прощальном золотом наряде сияя белизной стволов, стоят березы. В этом сказочно — поэтическом дереве вся краса России: высокая, стройная, белокурая, с тонкими поникшими ветвями и нарядной листвой. При виде осенней березы мы вновь переживаем трогательные чувства, которые и запечатлел художник на своих полотнах: «Осень», «Березы», «У пруда».
История нашей страны, философское размышление о добре и зле, судьбы русской интеллигенции, культура нашего Отечества нашли свое отражение в работах художника — «Реквием по сгоревшему лесу», «Инквизиция», два триптиха – «Времена», «Русские живописцы и поэты начала 20 века».
В юбилейный 1980 год для нашего Тульского края художник обратился к актуальной теме Куликовской битвы. В этом ратном Поле сосредоточен непобедимый русский дух, слава наших защитников. «Рассвет на Куликовом поле» эта одна из самых больших произведений мастера, выполненная, словно на одном дыхании, в сложной колористической гамме. Живописно-пластические приемы и образное звучание этого полотна соответствует романтическому складу его характера в восприятии исторических событий. Главная идея картины — передать высокую духовную стойкость Дмитрия Донского и русских воинов накануне сражения. В чуть удлиненных пропорциях фигур, освещенных светом догорающего костра и наступающего утра, передано ощущение тревоги, сознание важности предстоящей битвы, в которой можно погибнуть, но нельзя отступить., ибо будущее сражение не только за русскую землю, но и за русскую душу, за православную веру. Вот почему такую важную эмоционально — смысловую роль играет в этом картине фигура священника, благословляющего воинов крестным знамением. Данная фигура прообраз великого подвижника Руси — преподобного Сергия. По историческим летописям именно к Сергию Радонежскому пришел Дмитрий Донской, чтобы тот благословил его и русских воинов на великую битву. В те тяжелые дни для Руси преподобный Сергий непрестанно молился перед Небесным Отечеством за земную жизнь.
Своеобразным итогом всей творческой жизни является картина художника «Странник», написанная в середине творческого пути в 1973 году. Но именно этот художественный образ и стал главным во всей его жизни, очарованной красотой мироздания.