Как пишет художник?

Как пишет художник? Мы не видим себя со стороны. Говорят, что взгляд становится жесткий, почти жестокий. Расслабленность взгляда, руки, внимания наступает, когда вдруг перестаешь понимать, куда двигаться дальше. Тогда нужно отставить картину, лучше лицом к стене. На час, на день, на месяц.

«Я пишу быстро, эмоционально, чтобы не остыло», — отвечает на мой вопрос Константин Евтеев.

Пожалуй, так все мы пишем, только вот у Константина Евтеева нет места случайной детали, размашистому мазку. Каждая линия, каждая форма кажется продуманной и выверенной «от и до». В этом — тайна. Писать быстро и страстно, но при этом успевать бесстрастной «алгеброй гармонию поверить».

19 марта 2021 года в выставочном зале тульского отделения ВТОО СХР открылась долгожданная, отложенная из-за пандемии, юбилейная выставка мастера. Ходишь от работы к работе и думаешь. Общаешься с хорошим, самобытным художником. Евтеев не любит много говорить. Его работы говорят сами за себя. Откровенный такой получается диалог со зрителем.

m2kYwxwu430

Холсты Константина Евтеева большие, письмо гладкое. Будто не холст, а стена, а на стене – фреска. Живопись – матовая, потому что мастер не любит блеск и в качестве разбавителя использует пинен, который вытягивает из краски лишний лак. Но цвета насыщенные, контрастные, сочетания их декоративны, а формы стилизованы. Лоск и блеск не нужны ни сюжетам, ни героям художника. Неизменная провинция. Теплая, привычная, уютная, с детства знакомая.

Вкус евтеевских миров – как вкус детства. Знакомый вкус – теплого хлеба, мятой картошки с постным маслицем, свежего огурца с солью. Простые, уютные лица. Пышные женщины, не фотомодели, нет, но такие привлекательные! Некрасивые люди, а в лицах — столько света!

Есть на полотнах художника и модницы, они явно считают себя красотками, а взглянешь со стороны и усмехнешься. Не зло, а по-доброму. Ведь так хотят эти дамы быть контрастными этому миру, а не получается. Мастер, посмеиваясь, вскрывает их суть. Угловатые модницы, а душа-то, душа… мягкая, как булка с маслом и сахаром. Тот же вкус детства. Пройдет время и станет модница, вся треугольная, неоновая, кукольная – уютной домашней женщиной, округлой и мягкой. Героиней работ «Окские крачки» или «Большая чашка кофе». Или такой вот пронзительно-грустной, как героиня портрета «Ирина», которая смотрит прямо в душу зрителя прекрасными карими глазами.

Три девицы под окном – усталые женщины после бани на картине «Женский клуб» — намек на известную с детства сказку, не иначе. Чего ждут, какими тайнами делятся, о чем мечтают? Как и все женщины — о любви, конечно. Может, вспоминают былое? Кошка играет с клубочком, а над дамами сушатся полосатые коврики. «…Три девицы под окном, пряли поздно вечерком…»

Евтеев узнаваемый всегда и… разный. Строгий, крупноплановый, лаконичный стиль мастера складывался со студенческих лет в Орловском художественном училище им. Мясоедова под влиянием педагогов, выпускников ЛВХПУ им. Мухиной и популярных тогда художников, представителей «сурового стиля», Оссовского, Попкова, Салахова, Иванова.

Но, в отличие от великолепных мастеров «сурового стиля», молодой художник уже тогда избрал героями своих картин не монументальных строителей светлого будущего, а уютных, незаметных и вовсе не героических людей. Тех, кто трудятся и живут рядом. Из года в год. Соседи. Соседи — мечтатели. И окружение им под стать. Они никогда не возвышаются над низким горизонтом. Их мир максимально приближен к зрителю. Дача, провинциальная улочка, квартира с простеньким интерьером «как у всех». Нет, отчего же… Такой человек честно трудится. А дома – отдыхает. Выйдет на балкон, нальет стопочку, покурит. А день вокруг туманный, серо-голубой. («Дядя Ваня»)

Герой картины «Володя», похожий на средневекового иконописца, художник Владимир Тимофеев, изображен отдыхающим. Темный силуэт Володи — размеренный, каноничный, строгий. Цветовая гамма очень сдержанная, под стать образу, основой колорита стали тут традиционные земли: охра, сиена, марс. Стена позади него – белая. Пауза. Силуэту Володи вторит большая вертикаль линейки на стене, держит композиционное равновесие.

Остроносая дамочка в зеленом пальто с лисьим воротником на картине «Дорога на Выглядовку» по пластике, несколько готической, тоже близка «Володе». Две картины в экспозиции рядом висят. Ведут диалог.

Мастер отмечает, что каждый новый замысел, новая работа, диктуют ему свое решение, свою пластику и цветовую гамму. Где-то художник не стесняется открытых цветов, а где-то весьма деликатен в подборе нюансных цветовых сочетаний; где-то насыщает холст деталями, а где-то предпочитает выразительный силуэт. Иногда словно стискивает фигуры в холсте, кинематографически обрезает их («Денежное дерево» «Нежность»). А иногда вдруг оставляет сиротливое пространство неба и земли («Покинутое гнездо»). Конкретизирует образ героя через портретное сходство («Юрка–голубятник», «Последние», «Ирина») или наоборот,

сознательно обобщает человека до знака, до абстрактной формы. Гиперреалистичное решение картины «Почтари» и совершенно абстрактная «Путина» мирно соседствуют в одном зале.

Сейчас мастер находится в расцвете своих творческих сил. Он чуток к новому, он хладнокровно и свободно перерабатывает старое. Близкими по духу, по пластике, по жизненной философии Константин Евтеев называет сейчас Сергея Любарова и Ивана Лубенникова. Конечно, мастер работает с теми же сюжетными линиями, что и вышеназванные художники, но трактует их по-своему. Индивидуально. Уникально.

Лубочно-наивные, одинаковые с лица герои Любарова, эффектные обнаженные Лубенникова приближаются к евтеевским разве что по индексу массы тела. Пышных женщин любят все трое. Но аппетитные тостушки в ярких платьях и крупных бусах, простые носатые мужички «за сорок», они все же очень … «евтеевские».

«Я люблю своих персонажей, через иронию, но люблю», — резюмирует Константин Евтеев.

А как их не любить? «Морда овечкина, а душа человечкина».

Недаром на афишу юбилейной выставки мастер поместил свою давнюю работу «Женщина с белой кошкой». Угрюмая тетка, похожая на Верку-Сердючку, несет на руках белую кошку, красивую, как глазурный пряник, с совершенно человеческим лицом. Это и есть душа сердитой тетки. И мастер ее разглядел.

Константин Евтеев говорит: «Мои герои — простые люди. Но они все по-своему счастливы.»

Я уверена, что когда мастер вновь пожелает собрать экспозицию, он порадует зрителей новыми, неожиданными ракурсами, новыми темами и решениями. Главное, чтобы жизнь подкидывала поменьше трагических тем, вроде «Красной зоны» и «Деревьев без крон». Пусть герои художника Константина Евтеева будут живы, здоровы и счастливы…

Член СХР, кандидат искусствоведения, Цинман Жанна Германовна